Главная » 2009 » Декабрь » 15 » В коже обнаружены новые стволовые клетки
В коже обнаружены новые стволовые клетки
Ученые обнаружили в коже новый вид стволовых клеток, схожих с эмбриональными. В будущем они могут использоваться для лечения неврологических заболеваний, облысения, ожогов и хронических диабетических язв.

Со стволовыми клетками ученые связывают надежды на лечение многих неизлечимых сейчас заболеваний. Источником стволовых клеток являются человеческие зародыши (эмбрионы). Однако их использование ограничено ввиду этических и медицинских проблем. Долгое время ученые пытаются найти «запас» стволовых клеток в организме взрослого человека.

Стволовые клетки – уникальные клетки, обладающие способностью к быстрому размножению и созреванию в клеточные элементы кроветворной, нервной и сердечно-сосудистой системы, эндокринных органов, костной, хрящевой и мышечной тканей. Уже сегодня стволовые клетки успешно используются при лечении лейкозов, онкологических и других тяжелых наследственных и приобретенных заболеваний, где традиционные методы терапии неэффективны. Исследования последних лет подтверждают, что с развитием новых клеточных технологий сфера и показания к применению стволовых клеток будут постоянно расширяться.

Канадские ученые из Университета Торонто обнаружили новые стволовые клетки в коже уже несколько лет назад. Но только сейчас им удалось доказать, что эти клетки являются действительно стволовыми. Как и эмбриональные стволовые клетки, они могут самовосстанавливаться и при определенных условиях превращаться в клетки, которые составляют один из слоев кожи – дерму (кожный слой, который находится под эпидермисом).

Исследование группы ученых под руководством Фреды Миллер началось примерно десять лет назад. Задачей исследователей было найти клетки, которые могли бы формировать нервные волокна для лечения болезни Паркинсона. Проблема состояла в том, что мозговые стволовые клетки, находятся в труднодостижимом месте – глубоко в середине мозга, поэтому их трудно использовать. Однако исследователи обнаружили, что амфибии и некоторые млекопитающие могут восстанавливать поврежденные нервные окончания в коже. Поэтому Миллер и ее коллеги начали изучать кожу человека и мышей.

Здесь они наткнулись на золотую жилу: в 2001 году исследователи открыли клетки, которые реагировали на те же факторы роста, которые заставляли делиться стволовые клетки головного мозга. Они назвали открытый ими тип клеток «скип-клетками» (skin-derived precursors-SKPs, или 'skips'). Однако ученые не знали, выживут ли эти клетки в условиях живого организма, а не в пробирке.

Кожа — наружный покров человеческого тела. Кожа защищает тело от широкого спектра внешних воздействий, участвует в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах. Кроме того, кожа представляет массивное рецепторное поле различных видов поверхностной чувствительности (боли, давления, температуры и т. д.). Кожа является крупнейшим органом живого организма. Кожа состоит из эпидермиса, дермы и подкожно-жировой клетчатки (гиподермы).

Предыдущие исследования показали, что скип-клетки производят ген под названием SOX2, который также присутствует во многих стволовых клетках. Чтобы определить их наличие у мышей исследователи пометили гены SOX2 зеленым светящимся белком, который позволял отслеживать его присутствие в клетках. Они выяснили, что примерно 1% кожных клеток взрослой мыши, расположенных в корнях волос, содержали SOX2. Когда исследователи вырастили культуру этих клеток, оказалось что они похожи на скип-клетки.

Чтобы доказать это, ученые пересадили скип-клетки крысы под кожу безволосой мыши. В результате у нее начали расти волосы. При этом волосы у мыши выросли наподобие крысиных – более жесткие, длинные и густые.

В настоящее время ученые заняты поиском генетических сигналов, которые смогут превращать скип-клетки в лекарство для кожи. Если им удастся воспроизвести эти сигналы, откроется возможность использовать скип-клетки для лечения труднозаживающих кожных ран, таких как диабетические язвы. Миллер отмечает, что до разработки действующего препарата остается несколько лет, но она надеется, что в будущем эти язвы будут лечиться простым нанесением крема на рану. Другой перспективой является разработка современных методов лечения ожогов путем выращивания новой кожи. В настоящее время ученые могут создавать только тонкий поверхностный слой кожи, но не всю кожу, что недостаточно для лечения ожоговых ран.

- Ученые любят говорить о выращивании новых органов в пробирке. Представьте, что если у вас есть оба нужных компонента (стволовые клетки эпидермиса и дермы), вы можете просто создавать кожу в пробирке, - заключает Миллер.
Просмотров: 997 | Добавил: Ruslan | Рейтинг: 0.0/0