Главная » 2010 » Февраль » 12 » Раскрыта тайна восстановления ДНК
Раскрыта тайна восстановления ДНК
Ученым удалось проследить за ферментом, который восстанавливает поврежденную ДНК.

Ученые научились следить за молекулами, которые восстанавливают ДНК после повреждения ультрафиолетом. Разработанный метод поможет понять механизмы восстановления кожи после солнечных ожогов и разработать новые способы лечения меланомы. Результаты исследования, проведенного доктором Д.Зонг (Dongping Zhong) и его коллегами из Университета штата Огайо (Ohio State University), опубликованы в январском номере «Трудов Национальной академии наук» (Proceedings of the National Academy of Sciences).

Ультрафиолет в небольших количествах играет жизненно важную роль в функционировании организма. Избыток ультрафиолетового излучения повреждает и убивает клетки кожи, вызывая не только ожоги, но и меланому. В механизме клеточной смерти от УФ-излучения ключевую роль играет нарушение в структуре ДНК. Клетки с мутированной ДНК либо погибают, либо становятся стартовыми для онкологических новообразований.

Спасти клетки от смерти или нежелательных мутаций могут ферменты – белковые молекулы, способные восстановить поврежденную часть ДНК. Поэтому детальное изучение механизмов, с помощью которых ферменты восстанавливают ДНК – важная проблема современной науки и медицины. Эти знания помогут разрабатывать новые препараты и методики для предотвращения и лечения, как ожогов, так и рака.

Фотолиаза – один из ферментов, который приходит на помощь. Однако изучить механизм его действия до настоящего времени не представлялось возможным. Методики с использованием молекулярных светящихся меток не пригодны для изучения подобных химических соединений. Основная трудность заключается в размерах молекулы и времени ее активного действия. Флуоресцентный «хвост» становится балластом и изменяет ход процесса репарации ДНК. Более того, сам процесс занимает лишь миллионные доли секунды. Ученым из Университета штата Огайо впервые удалось проследить за молекулой-спасателем с помощью ультраскоростного пульсирующего лазера.

- Нам удалось «подглядеть» за фотолиазой, не вмешиваясь в ход ее действий, с помощью флуоресцентных меток. Теперь мы сможем разобраться в молекулярных механизмах и этапах восстановления структуры ДНК, - говорит доктор Д.Зонг.

В живых системах ДНК предотвращает повреждения и мутации, конвертируя энергию УФ-излучения в тепло. В случае, когда молекула ДНК «перегревается», возникают нарушения в ее структуре и накапливаются мутации, способные переродить нормальные клетки в клетки рака. Фотолиаза восстанавливает ДНК и предотвращает смерть и мутации клеток.

Исследование доктора Д.Зонга фундаментальное. Другие ученые могут использовать разработанную методику и полученные знания для разработки новых медикаментов и средств защиты от солнечных ожогов и рака кожи.
Просмотров: 1225 | Добавил: Ruslan | Рейтинг: 0.0/0