Среда, 22.11.2017, 12:23

«  Декабрь 2010  »
20212223242526

Главная » 2010 » Декабрь » 14 » Найдена универсальная защита для зубов
Найдена универсальная защита для зубов
Голландские ученые расшифровала механизм образования кариеса.

Сотрудники университета Гронингена решили выяснить, за счет чего бактериям, которые провоцируют развитие кариеса, удается удерживаться на поверхности зубной эмали.

Проведя серию исследований, ученые пришли к выводу, что за формирование бактериального налета на зубах отвечает особый фермент глюкансахараза. С ее помощью микробы превращают поступающие с пищей углеводы в длинные полисахаридные цепочки. Получающийся углеводный «клей» помогает микроорганизмам прицепляться к поверхности зубов, образовывая зубной налет.

Основной причиной развития кариеса являются бактерии Streptococcus mutans, тоже использующие этот фермент. Прикрепившись к зубной эмали, бактерии ферментируют углеводы и выделяют кислоты, которые растворяют кальций эмали, в результате чего и возникает кариес.

Ученые выделили глюкансахаразу из молочнокислых бактерий Lactobacillus reuteri, населяющих пищеварительный тракт. Применяя метод рентгеноструктурного анализа, исследователи смогли полностью воссоздать трехмерную структуру фермента.

Оказалось, что строение глюкансахаразы не совсем обычное – она представляет собой последовательность нескольких доменов, соединенных друг с другом. Сами же домены формирует не одна цепочка аминокислот, а две, соединяющиеся в U-образную структуру, неизвестную ранее в науке.

Расшифровка трехмерной структуры глюкансукразы позволила исследователям понять и механизм функционирования фермента. Выяснилось, что за расщепление сахарозы на глюкозу и фруктозу и добавления молекулы глюкозы к растущей полисахаридной цепочке отвечают не два центра, как считалось ранее, а один и тот же активный центр фермента.

Работа исследователей из Голландии Баука Дейкстры и Любберта Дейкхьюзена открывает путь к созданию зубных паст и даже сладостей нового поколения, не дающих образовываться налету.

Результаты исследования были опубликованы в журнале «Протоколы Национальной академии наук»